пятница, 29 ноября 2019 г.

«Жестокий романс. А напоследок я скажу...» Документальный фильм



В начале 80-х Эльдар Рязанов, не раз проклиная собственное решение, приступил к съемкам «Жестокого романса». Никогда прежде он не экранизировал русскую классику, тем более что по пьесе Островского «Бесприданница» уже был снят фильм в 1936 году. Но после картины «Вокзал для двоих» у Рязанова возникла долгая пауза в работе, и он решил: пока нет подходящего современного материала, можно заняться наследием театрального мэтра. Эта работа, казалось тогда режиссеру, больших хлопот не доставит. ...Щепки вдребезги разбитой лодки разлетелись по воде. Лопасти старинного парохода мгновенно размолотили шлюпку, в которой только что сидел человек. Невероятным образом его отбросило в сторону. "Жив", - кричали очевидцы катастрофы. — "Чудо, но он жив". На глазах своих товарищей-артистов и зевак с волжского берега во время съемок последних эпизодов фильма «Жестокий романс» и вправду чудом не погиб актер Андрей Мягков. Снимали сцену при густом тумане, Мягков слишком поздно заметил борт парохода, и лодку затянуло под колесо. Сегодня Андрей Васильевич вспоминает события тридцатилетней давности с юмором. Вообще, во время съемок «Жестокого романса» происходило немало историй, иногда курьезных. Однажды надолго задержали зарплату, дело дошло до того, что купить еду было не на что. Тогда Никита Михалков поехал на охоту… Потом несколько дней повара готовили для всей съемочной группы медвежатину. Старинный волжский город (картину снимали в Костроме) поначалу встретил артистов восторженно. Толпы зевак каждый раз собирались на местах съемок. Но потом начались конфликты с местным населением. Сцены на пароходе Рязанов хотел снимать в густом тумане. А его все не было. Тогда дымовую завесу сделали пиротехники, но несколько перестарались. Облако дыма потянулось к центру города. Движение встало, водители сердито гудели, пешеходы спотыкались и падали, публика ругалась. Потом режиссер ездил в горсовет извиняться. На площадке Рязанов, как обычно, был полновластным хозяином. Но своим любимым актерам иногда позволял импровизировать. Какие выдумки Никиты Михалкова, Александра Панкратова-Черного и других артистов вошли в фильм — это узнают зрители Первого канала. Подробности съемок, все, что осталось за кадром «Жестокого романса», судьбы актеров, занятых в картине, печальная история парохода «Ласточка», неизвестные герои эпизодов и певцы-цыгане, которые до этого никогда не давали интервью — в нашем фильме.

«Любовь и голуби». Рождение легенды



Одну из самых народных комедий и сегодня помнят зрители, а спектакли по пьесе «Любовь и голуби» до сих пор с аншлагом идут сразу в нескольких московских театрах. Наш фильм напомнит зрителям о том, как создавалось любимое кино! Главными героями фильма станут создатели картины режиссер Владимир Меньшов, актеры Александр Михайлов, Нина Дорошина, Сергей Юрский, Наталья Тенякова и другие. Владимир Меньшов расскажет, как решился снимать это кино через пять лет после грандиозного успеха фильма «Москва слезам не верит». Режиссер тогда долго не решался взяться за новую работу, но именно простая история о деревенской любви заставила его снова приступить к съемкам. Зрители узнают, как проходили пробы, какие сцены не вошли в фильм, какие эпизоды были вырезаны по требованию редакторов, почему любимая картина долго лежала на полке, а потом вышла без громких премьер и афиш, как самое рядовое кино. Александр Михайлов спустя 30 лет отправится на голубятню и там вспомнит об одной из самых ярких своих ролей. От Сергея Юрского и Натальи Теняковой мы узнаем, какие шутки были прописаны в сценарии, а что стало импровизацией на съемочной площадке. «Дети семьи Кузякиных» - Игорь Лях, Янина Лисовская и Лада Сизоненко – расскажут, как попали в большое кино, сыграли вместе с известными на всю страну актерами и после премьеры стали знаменитыми на всю страну. О том, как создавался фильм, вспомнят и люди, остававшиеся за кадром: например, гример Наталья Евсеева, сумевшая перевоплотить молодых Сергея Юрского и Наталью Тенякову в стариков. О работе над фильмом так же расскажут оператор картины, костюмер и дрессировщик голубей. Отдельным блоком станет история пьесы драматурга Владимира Гуркина «Любовь и голуби». Пьеса была написана на основе реальной истории, произошедшей с настоящими Василием и Надеждой Кузякиными – жителями деревни Черемхово в Иркутской области. Владимир Гуркин вырос в Черемхово, и об этой истории ему рассказала мать. Мать драматурга до сих пор живет в этой деревне. Она покажет дом Василия и Надежды Кузякиных, расскажет о том, как реальная жизнь вышла на театральные подмостки и киноэкраны. 


Свадьба в Малиновке. Непридуманные истории



Фильм «Свадьба в Малиновке» вышел на экраны полвека назад и стал лидером кинопроката 1967 года. Это была первая советская цветная широкоформатная музыкальная комедия. Успех картине обеспечил звездный состав актеров — Михаил Пуговкин, Зоя Федорова, Тамара Носова, Евгений Лебедев, Николай Сличенко. Главные роли в фильме сыграли молодые актеры. Мы нашли их всех. Людмила Алфимова (Софья) живет в украинском селе, ее собственная жизнь похожа на фильм-мелодраму: любовь, измены, зависть соседей. Валентина Николаенко (Яринка) больше не снималась в кино. Она преподает в театральном институте и все эти годы вспоминает свою единственную звездную роль. Гелий Сысоев (Андрейка) долгие годы получал посылки от своих поклонниц с Украины, из-за этого над ним посмеивались в ленинградском Театре им. Пушкина, в котором он прослужил много лет. Мы побывали в настоящей Малиновке. Она действительно существует на западе Украины. Причем это был первый визит журналистов в легендарное село. До недавнего времени оно было закрытым объектом. На его территории находился десяток войсковых частей. Малиновки не было даже на карте. Но существует много подтверждений того, что именно эту местность имели в виду авторы легендарной музыкальной комедии. Участники съемочного процесса, а также родные тех, кто не дожил до сегодняшних дней, рассказывают много любопытных подробностей о том, как создавался фильм, какая атмосфера царила на площадке, открывают секреты успеха картины. Своими впечатлениями о культовой советской комедии поделились и современные "звездные" зрители — Роман Виктюк, Дмитрий Дибров, Наташа Королева, Александр Олешко.

«Как Иван Васильевич менял профессию». Документальный фильм



Давняя мечта человечества о машине времени сбылась в 1936 году, когда Михаил Булгаков написал пьесу «Иван Васильевич». По ее сюжету двое москвичей чудесным образом попали в эпоху Ивана Грозного, а сам царь оказался в Советском союзе. По мотивам этой пьесы выдающийся комедиограф Леонид Гайдай поставил один из своих лучших фильмов — «Иван Васильевич меняет профессию». Картина вышла на экран в 1974-м, и с годами только приобретает новых поклонников. В документальном фильме предпринята попытка подробного воссоздания истории рождения легендарной киноленты. В 1971 году Гайдай заканчивает фильм «12 стульев». Его предыдущие работы «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» имеют небывалый успех и заставляют публику буквально штурмовать кинотеатры! Гайдай находится на пике творческой активности, но после сдачи «12 стульев» собирается немного передохнуть. Однако руководство незамедлительно требует от короля кинокомедии следующего киношедевра. Гайдай решает экранизировать роман полуопального Михаила Булгакова «Бег». Но идея не находит поддержки в «Госкино», и тогда режиссер берется за экранизацию булгаковской пьесы «Иван Васильевич». Сценарий одобряют, но исторические сцены не разрешают снимать в московском Кремле. Съемки перенесли в Ростов Великий, куда и отправилась съемочная группа фильма. Спустя сорок лет нам удалось найти очевидца давних событий. Также подробно в фильме расскажут о процессе съемок, о комических случаях на площадке и неожиданностях, к которым не был готов режиссер. К примеру, Юрий Никулин, на которого писался сценарий, отказался от главной роли в последний момент. А Наталья Крачковская уже в разгар съемок сильно похудела. Леонид Куравлев никак не мог заговорить женским голосом, и ситуацию спасла Наталья Кустинская. Из эксклюзивного интервью директора киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова зрители узнают о непростом процессе подбора актеров и сложностях прохождения цензуры уже готовой киноленты. 12 апреля 1973 года Гайдай сдает фильм генеральной дирекции «Мосфильма». За дело берется цензура, и часть эпизодов приходится переозвучить. В сцене трапезы Бунша спрашивает: «Кто оплачивает банкет?» — на что следует ответ: «Народ, ваше величество». Фразу заменяют на: «Во всяком случае, не мы». В сцене с послом царь произносит «Мир и дружба!», что заменяют на «Гитлер капут!». Сокращают сцену, в которой царь жарит советские котлеты, погоню за Милославским и его забавы в царских палатах. Фильм обрезают на 177 метров пленки.

"Три плюс два. Версия курортного романа". Документальный фильм



Самая легкая и солнечная комедия нашего кинематографа появилась с легкой руки классика советской литературы Сергея Михалкова. Фильм мгновенно завоевал сердца зрителей и возвел молодых и малоизвестных актеров в категорию всесоюзных звезд. Как снимали легендарное кино, какие экспромты рождались на площадке и где проходили съемки — об этом расскажут актеры Наталья Фатеева и Геннадий Нилов. Участники нашего фильма откроют и еще одну тайну. Оказывается, картина была снята в двух вариантах — обычном и широкоэкранном. Некоторые фрагменты «широкоэкранки» не вошли в привычную для нас версию, которая оказалась на 10 минут короче оригинала. Мы впервые покажем кадры, которые никогда не видел зритель, и узнаем, чем неизвестная копия отличается от знакомой.

Они хотели меня взорвать. Исповедь русского моряка



История, которую рассказывают авторы этого фильма, может показаться невероятной. Ее герои в наши дни встречались друг с другом в Москве и в Южно-Африканской республике. Но раньше они и представить себе такого не могли. Потому что, по идее, должны были друг друга убить. Им помешал только случай. В фильме они раскрыли и показали то, что последние 30 лет считалось государственной тайной. В 70-х — 80-х годах прошлого века одна из линий противостояния между социализмом и капитализмом проходила в Анголе. И Советский Союз, и США рассматривали эту страну как ключ ко всей Африке и как форпост идеологического и военного влияния на континенте. В эпоху холодной войны в Анголе шла самая настоящая горячая война, в которой принимали участие не только ангольцы, но и представители других стран. Друг против друга воевали, например, граждане СССР и ЮАР.

«Курская битва. И плавилась броня». Документальный фильм



В основе фильма лежат события, связанные с величайшим сражением под Курском: 50 дней и ночей непрерывной схватки. Четыре миллиона человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов сошлись на узкой полосе выжженной земли длиной 500 километров. История сражения показана в фильме глазами его участников: танкистов, летчиков, артиллеристов, пехоты, медсестер и генералов. А также мирных жителей, многие из которых внезапно оказались на линии огня и чудом остались жить. Акцент в фильме поставлен на противостоянии в селе Прохоровка, куда фашисты внезапно направили свой главный удар. Вера Чурсина, которой в 1943-м исполнилось 13 лет, прячется в подвале своего дома вместе с младшим братом, мамой, бабушкой и дедушкой. Прохоровку уже несколько дней бомбят. Людям кажется, что в подвале они в безопасности. Они ошибаются… Вера идет по современной Прохоровке. Здесь происходили эти события. Своими воспоминаниями делятся и другие жители этого села, которые были в то время детьми. Отдельная линия фильма раскрывает исторические факты и подробности масштабного сражения под Курском и ход всей Второй мировой. О том, что немцы планируют наступательную операцию под Курском, становится известно разведчикам. Сведения об этом поступают от легендарного Николая Кузнецова, который служит в одном из немецких штабов, выдавая себя за немца. Как ему удалось получить эту сверхсекретную информацию и как это повлияло на исход битвы, расскажут историки Службы внешней разведки и родственница Николая Кузнецова. Планам фашистов не суждено было сбыться. К месту возможного немецкого прорыва устремляется танковая армия, которую ведет Павел Ротмистров. Авторам фильма удалось разыскать родственников маршала, они подробно расскажут, в чем заключался замысел полководца и почему нашим войскам, пусть и ценой невероятных усилий, удалось победить. Весной 1943 года немецкие войска атаковали по всей линии фронта. В марте они нанесли контрудар и выбили советские силы из Харькова. Красная Армия отступила за Белгород. В районе Курска нашим войскам удалось закрепиться на значительном участке шириной двести с лишним километров. Образовался выступ на линии фронта: на юге и на севере — Белгород и Орел в руках у немцев, а между ними — Курск. Вся линия советской обороны вдоль этого выступа впоследствии была названа Курской дугой. Здесь развернулось одно из самых масштабных сражений Второй мировой войны. 12 июля 1943 года здесь состоялось главное сражение Курской битвы — танковый бой, предрешивший исход Второй ми

«Чтобы жили!». Документальный фильм о медработниках в годы Великой Отечественной войны



Потертый красный крест и капли солдатской крови… Мы увидим ту самую военную сумку санитаров Великой Отечественной. В ней только экстренная медицина первой необходимости: стерильный бинт, коробочка со шприцами и шина для фиксации при переломах. Наши герои и героини — военные медсестры, санинструкторы, санитарки с точно такой же медицинской сумкой десятки раз под огнем немцев оказывали помощь раненым советским солдатам. Совсем молодые девчонки, в жизнь которых нежданно пришла война, каждый день, видя страдания и боль, они старались делать намного больше, чем просто исполнять свой медицинский долг. Санинструкторы, медсестры, врачи Советской армии. Тех, в кого по всем международным конвенциям нельзя даже целиться, за годы войны погибло почти 100 тысяч.

четверг, 28 ноября 2019 г.

«Маршалы Победы. Часть 2». Документальный фильм о великих полководцах времен Великой Отечественной



Фильм рассказывает о кавалерах ордена «Победа» – высшей военной награды СССР. Этот орден получили лучшие из лучших, те, кто командовал фронтами и под чьим руководством наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Маршалы Жуков и Василевский, Конев и Рокоссовский, Малиновский и Мерецков, Говоров, Тимошенко, Толбухин и генерал армии Антонов. "Блистательная десятка" кавалеров ордена Победы навсегда вошла в историю нашей страны. В 1941-м и 1942-м Красная Армия под их командованием выстояла после сокрушительных поражений. В 1943 году они смогли переломить ход войны и провести решающие наступательные операции с огромными массами войск и техники, с мощной артподготовкой. В 1945-м они взяли Берлин. Орден Победы был учрежден в 1943 году. После битвы на Курской дуге в октябре 1943-го стало ясно: гитлеровской армии нанесен удар, от которого она не оправится. И Сталин принял решение создать орден, равного которому ни по цене, ни по красоте в мире нет – высшую полководческую награду советской державы. Верховный главнокомандующий отсмотрел полтора десятка эскизов. Сделал выбор. Попросил заменить собственный портрет в центре платиновой звезды на изображение Кремля. И утвердил единственную надпись: «Победа». Перед ювелирами была поставлена задача – изготовить орден только из отечественных материалов, что было и сделано. Бриллианты были старинные, царской огранки, а вот рубины пришлось втайне от вождя использовать искусственные – оказалось просто невозможно подобрать камни такого размера одинаковые по цвету. Вскоре на первом экземпляре платиновой звезды засверкали лучи из самых лучших советских бриллиантов и рубинов. Каждый из кавалеров ордена «Победа» прошел на этой войне свою суровую школу, и каждый вложил в Победу свой талант и свое сердце, оставшись в народной памяти не только благодаря выигранным сражениям, но и благодаря своим неповторимым человеческим качествам. Кто-то рисковал своей армией, спасая узников концлагеря, зараженных тифом. А кто-то, не думая о последствиях для себя лично, готов был нарушить волю Сталина, если видел и понимал, что от этого личного решения зависит Победа. Леонид Говоров – подчиненные втайне прозвали его «Аптекарь». Он действительно тщательно выверял и готовил каждую операцию. Именно благодаря этим личным качествам командующего Ленинградским фронтом город на Неве не только устоял, но и сумел прорвать блокаду.

«Маршалы Победы. Часть 1». Документальный фильм о великих полководцах времен Великой Отечественной



Фильм рассказывает о кавалерах ордена «Победа» – высшей военной награды СССР. Этот орден получили лучшие из лучших, те, кто командовал фронтами и под чьим руководством наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Маршалы Жуков и Василевский, Конев и Рокоссовский, Малиновский и Мерецков, Говоров, Тимошенко, Толбухин и генерал армии Антонов. "Блистательная десятка" кавалеров ордена Победы навсегда вошла в историю нашей страны. В 1941-м и 1942-м Красная Армия под их командованием выстояла после сокрушительных поражений. В 1943 году они смогли переломить ход войны и провести решающие наступательные операции с огромными массами войск и техники, с мощной артподготовкой. В 1945-м они взяли Берлин. Орден Победы был учрежден в 1943 году. После битвы на Курской дуге в октябре 1943-го стало ясно: гитлеровской армии нанесен удар, от которого она не оправится. И Сталин принял решение создать орден, равного которому ни по цене, ни по красоте в мире нет – высшую полководческую награду советской державы. Верховный главнокомандующий отсмотрел полтора десятка эскизов. Сделал выбор. Попросил заменить собственный портрет в центре платиновой звезды на изображение Кремля. И утвердил единственную надпись: «Победа». Перед ювелирами была поставлена задача – изготовить орден только из отечественных материалов, что было и сделано. Бриллианты были старинные, царской огранки, а вот рубины пришлось втайне от вождя использовать искусственные – оказалось просто невозможно подобрать камни такого размера одинаковые по цвету. Вскоре на первом экземпляре платиновой звезды засверкали лучи из самых лучших советских бриллиантов и рубинов. Каждый из кавалеров ордена «Победа» прошел на этой войне свою суровую школу, и каждый вложил в Победу свой талант и свое сердце, оставшись в народной памяти не только благодаря выигранным сражениям, но и благодаря своим неповторимым человеческим качествам. Кто-то рисковал своей армией, спасая узников концлагеря, зараженных тифом. А кто-то, не думая о последствиях для себя лично, готов был нарушить волю Сталина, если видел и понимал, что от этого личного решения зависит Победа. Георгий Жуков – обладатель ордена «Победа» за номером один. Впервые был награжден в 1943 году. Впоследствии, в 1945-м, он получил эту награду еще раз – накануне взятия Берлина. Сталин тогда полагал, что союзники готовят против СССР провокации, а немцы постараются открыть им путь на Берлин. Чтобы не допустить этого, Верховный подталкивал Жукова к соперничеству за взятие