суббота, 30 ноября 2019 г.

"Рюриковичи". Документально-игровой фильм. 1 и 2 серии



Восьмисерийный документально-игровой фильм рассказывает об одной из старейших династий Европы. Князья и цари из дома Рюриковичей правили страной непрерывно на протяжении 740 лет. За это время созданное ими Русское государство выросло до размеров 5,4 миллиона квадратных километров и стало больше всей Европы. История династии началась одновременно с историей государства. Однако начало это скрыто в густом тумане легенд. Мы никогда не узнаем, кем на самом деле был легендарный варяг Рюрик и был ли он реальным историческим лицом. Зато мы знаем, кем были его потомки. Среди них были поэты и воины, святые и разбойники, законодатели и братоубийцы. Одни восходили на престол по праву рождения, другие — по приглашению, третьи — по трупам родных братьев, но законной их власть над огромной страной делала сама принадлежность к правящему дому Рюриковичей. В истории династии было все: завоевания и потери, любовь и предательство, интриги и новые законы, яростная борьба за власть и высокое самопожертвование, пепел пожарищ и создание мировых шедевров. Рюриковичи укрепляли, обороняли, расширяли свое государство: кто-то — огнем и мечом, кто-то — миром и договором. Во время их правления сформировалась русская нация и возник феномен русской культуры. Именно Рюриковичи создали ту самую страну — трансконтинентальную полиэтничную державу, — в которой мы сегодня живем. Согласно летописи, он пришел «из-за моря», откуда накатывались на Европу волны северных пиратов — викингов, но пришел не как завоеватель, а как наемник. Его позвали жители Ладоги, потому что им понадобился опытный воин и независимый правитель, способный предотвратить распрю. Вместе со своей дружиной Рюрик заключил с Ладогой договор и дал ладожанам клятву верности. Именно этот момент — по летописи 862 год от Р.Х., считается точкой отсчета Русского государства.
Первый князь Рюрикович, Игорь оказался на престоле совсем младенцем: Рюрик умер, когда его сыну едва исполнился год. Опекуном и регентом при малолетнем князе остался доверенный воевода Олег, вошедший в историю как Вещий. Почти сорок лет князь Игорь сопровождал его во всех походах. На его глазах Олег создавал государство — подчинял племена, собирал земли, ходил на Царьград. Но самостоятельное правление Игоря окончилось катастрофой, стоившей ему жизни. Его вдова, княгиня Ольга, сделала то, чего не сумел сделать ее супруг: укрепила разваливающееся государство и наладила отношения с Византийской империей. 

пятница, 29 ноября 2019 г.

«Жизнь Льва Троцкого. Враг номер один».



Его именем называли заводы и города. Творец Октябрьского переворота, предводитель победоносной Красной Армии, ближайший соратник Ленина, неистовый борец за светлое будущее всего человечества — товарищ Лев Троцкий! Но уже после первых его свершений неосторожно высказанная симпатия к этому человеку грозила тюрьмой и даже расстрелом. Павел Судоплатов — один из руководителей операции «Утка», целью которой было устранение Троцкого, - вспоминает: «Для нас Троцкий был враг номер один, из этого мы исходили». Наш фильм — журналистское расследование трагедии семьи Льва Троцкого. В автобиографии, вышедшей незадолго до смерти, Троцкий оставил «код» своей судьбы: «В моей личной жизни нет ничего такого особенного, о чем можно было сказать, не упоминая революционную деятельность». Как революционная одержимость одного из вождей Октября отразилась на его близких — тех, кого любил и предавал? Что вело их к гибели: мстительность Сталина, или сам Троцкий прокладывал дорогу к смерти себе и всем, кто оказывался рядом? В эксклюзивном интервью авторам фильма об этом рассказывают внуки Троцкого — Всеволод Волков и Юлия Аксельрод. Ведущий расследования — Сергей Медведев. Ранним утром 24 мая 1940 года в дом на окраине Мехико, где жил Троцкий, ворвалась группа вооруженных боевиков. Они выпустили по спальне хозяина дома около 200 пуль. Внук Троцкого — Всеволод — находился тогда в соседней комнате. Десятилетия спустя, находясь на месте событий, он вспомнил, как это было: «Я закричал. Я был уже уверен, что ни дедушки, ни бабушки нет в живых. Но когда я вошел в комнату, то увидел бабушку и дедушку спрятавшимися в углу. Мы обнялись и заплакали». Всеволоду Волкову было 14 лет, когда он жил в доме деда в Мехико. Его мать — Зинаида Волкова, дочь Троцкого от первого брака, — покончила жизнь самоубийством в Берлине. Мальчик остался в Мексике и, в конце концов, выстроил вполне благополучную жизнь. А вот его родственников в Москве судьба не пожалела. Юлия Аксельрод — еще одна внучка Троцкого, дочь Сергея Седова — сына Троцкого от второго брака. Ей тоже было 14, когда в начале пятидесятых ее отправили в сибирскую ссылку вместе с родителями матери. А мать в то время отбывала срок на Колыме. Знаменитого деда к тому моменту уже давно не было в живых, но родство с ним было по-прежнему опасно. Как и почему один из создателей советской власти превратился в ее главного врага?

"Рихард Зорге. Подвиг разведчика". Документальный фильм



Биография Рихарда Зорге напоминает неразгаданный ребус, в котором остается еще много темных пятен. Почему вокруг дела самого известного советского разведчика до сих пор сохраняется некий заговор молчания? И спецслужбы ряда стран продолжают держать в секрете наиболее важные документы о его деятельности? Отчего после войны Зорге — резидент враждебного государства — почитался японцами как герой, а Сталин ему не доверял, считая двойным агентом? До недавнего времени мы не смогли бы ответить на эти вопросы — считалось, что протоколы допросов Зорге сгорели в токийской тюрьме во время пожара 1945 года. Однако теперь все изменилось — нашлись копии. И японцы их рассекретили. Теперь мы наконец узнаем, кем был на самом деле этот легендарный человек, сумевший повернуть ход мировой истории. Какую роль в судьбе Зорге сыграла его первая жена — агент советской разведки? Как он, специалист по скандинавским странам, стал советским резидентом в Китае и в Японии? Правда ли, что благодаря работе Зорге немцы не смогли взять Москву? Почему ему, единственному «шпиону» в истории всех разведок мира, в Токио был поставлен памятник со словами: «Здесь покоится герой, отдавший свою жизнь в борьбе против войны, за мир во всем мире»? И в чем секрет уникальной международной популярности Зорге сегодня?

«Последняя ночь „Титаника“». Документальный фильм



На протяжении века высказываются все новые и новые предположения о гибели "Титаника". Авторы фильма выдвигают свою сенсационную версию и открывают новые тайны первого и последнего плавания "непотопляемого" "Титаника". Фильм представляет собой исторический детектив. Главная интрига сюжета — это сопоставление официальной версии и причин, о которых долгое время предпочитали умалчивать. По одной из гипотез, гибель «Титаника» — самая огромная страховая афера прошлого столетия. Авторы представят в фильме подлинные документальные материалы, которые прокомментируют ведущие российские и зарубежные специалисты. Будут показаны уникальные кадры, сделанные в глубинах Северной Атлантики. К лежащему на дне океана легендарному «Титанику» погружаются два российских глубоководных аппарата «Мир-1» и «Мир-2». На глубину почти четыре километра с поверхности опускают огромную платформу с прожекторами. Лучи света выхватывают из безмолвного океанского мрака носовую часть затонувшего судна. В качестве безмолвных свидетелей в фильме выступят и подлинные вещи пассажиров «Титаника», поднятые во время последних экспедиций.


Наркотики Третьего рейха". Фильм-расследование



Полуразрушенный корпус в пригороде Берлина — все, что осталось от наркотической кухни Третьего рейха — фабрики Теммлер-Верке. Здесь выпускались миллионы наркотических пилюль первитина. Пожалуй, самого востребованного наркотика гитлеровской Германии. Отсюда он начал победное завоевание всей страны. Мы расскажем о тотальной наркотизации Третьего рейха. Вермахт стал первой армией в мире, которая в массовом порядке подсела на синтетический наркотик — первитин. Этот чудо-стимулятор, который прогонял сон, заглушал голод и вызывал эйфорию, употребляли во всех родах войск от рядового до генерала. 17 апреля 1940 года увидел свет документ, не имеющий аналогов в мировой военной истории. «Распоряжение относительно стимуляторов», подписанное Главнокомандующим сухопутными войсками Браухичем. Оно включало наркотик первитин в списки санитарного снабжения армии. Блицкриг — молниеносное победное наступление — фирменное изобретение вермахта появилось на свет благодаря наркотику первитину. Перед наступлением в Арденнах в 1940 году начальник Генштаба сухопутных войск генерал Гальдер приказал: «Я требую от вас, чтобы вы не спали, по меньшей мере, три дня и три ночи!» Именно столько потребовалось танковым колоннам Гудериана, чтобы достичь Северной Франции. Их вел в бой первитин. Перед началом наступления его выдавали солдатам как таблетки, отгоняющие сон и заглушающие голод. В 1940 году менее чем за 100 часов немцы завоевали территорию, превышающую по площади ту, что им удалось захватить за четыре года Первой мировой войны. За эти 100 часов они выиграли войну в Европе. Во всяком случае, почти выиграли. Только специалисты знают скрытые механизмы этой победы. Они расскажут в нашем фильме, что для действующих во Франции частей вермахта было заказано 35 миллионов таблеток. Перед нападением на СССР по 30 миллионов таблеток получила каждая группа армий. Когда наступление под Москвой захлебнулось, Гитлер отдал приказ «Держаться любой ценой!», катастрофический по своим последствиям. Мы расскажем, под воздействием какой химии фюрер подписал этот документ, который привел ко многим потерям. Замерзавшие в окопах, голодные солдаты тоже получали первитин. Теперь он им был нужен не для того чтобы наступать, а чтобы держаться и выживать в тяжелых условиях.  Первитин по заказу Кригсмарин и Люфтваффе активно испытывали на заключенных лагеря Заксенхаузен. Мы расскажем о засекреченных испытаниях «чудо-наркотика» в специальных командах, члены которых принимали его по определенным схемам.

Мата Хари. Шпионка, которую предали.



Ее имя стало синонимом самого изощренного женского коварства. Еще бы, она — Мата Хари, шпионка, бессердечная, отчаянная интриганка, выведывающая военные тайны у высокопоставленных мужчин и продающая их по сходной цене. Но так ли это на самом деле? А, может, все это - не более чем миф, созданный богатым воображением многочисленных писателей и сценаристов? О Мате Хари написаны сотни книг и сняты десятки фильмов, но… приблизили ли они нас к разгадке ее тайны? Авторы фильма провели собственное расследование. Шаг за шагом они разоблачат самые стойкие мифы о судьбе знаменитой танцовщицы и куртизанки. Да и была ли она танцовщицей?! На самом деле, уроженка голландского городка Леувардена Маргарета Гертруда Зелле совершенно не умела танцевать! Свою так называемую танцевальную карьеру она начала в 28 лет, не имея за плечами никакого хореографического опыта. Эта находчивая и, бесспорно, незаурядная женщина придумала себе легенду о том, что обучалась священным танцам в закрытых храмах Индии. А что в действительности? Да, Маргарета Зелле МакЛеод действительно прожила с мужем офицером Рудольфом Джоном МакЛеодом около шести лет в Индонезии в военном гарнизоне, но она сроду не бывала ни в каких древних храмах. После крушения брака ей надо было зарабатывать на жизнь. Так мадам МакЛеод стала Матой Хари… Очень скоро ей рукоплескала публика в самых престижных театрах Европы! А ее любовниками становились самые влиятельные мужчины. Но… красивая жизнь закончилась с началом Первой мировой войны. Примерно в это же время и происходит вербовка Маты Хари немецкой контрразведкой. Это доказанный факт. И ей действительно был присвоен кодовый номер Н-21. Но… много ли сведений раздобыла Мата Хари? Известно, что немецкая сторона была крайне недовольна новым агентом. Да она и не собиралась шпионить, ей просто нравилось «играть в разведчицу»… Известно, что спустя некоторое время Мата Хари стала «шпионить» и в пользу французов. Таких двойных агентов сами разведчики презрительно называют «кротами». Но… как и при каких обстоятельствах произошла эта вербовка, а самое главное, почему Мата Хари согласилась на такую рискованную игру?! Авторы фильма приходят к неожиданному выводу — на путь двойного шпионажа эту поразительную женщину подтолкнула… настоящая любовь. В сорок лет она действительно влюбилась. И в кого?! В русского офицера, участника Экспедиционного корпуса во Франции Вадима Маслова.

«Грипп. Вторжение». Документальный фильм.



Это расследование выходит за рамки обычного документального фильма. Это дань уважения бесстрашным первопроходцам, которые изучали один из самых страшных вирусов на Земле. История одного из них, английского ученого Роберта Шоупа, посвятившего жизнь поискам тайны неизвестной инфекции и практический вплотную подошедшего к открытию самого вируса, сквозной линией проходит через весь фильм. Хроника исследований Роберта Шоупа наглядно показывает, какой ужас наводил вирус на людей после «испанки» в 1918 году, и как к этому заболеванию мы относимся сейчас. Грипп. Во всем мире нет ни одного человека, который хоть раз не переболел бы этой болезнью. История знает страшные эпидемии, которые уносили жизни миллионов людей. Ученые давали им названия, как метеорологи дают имена разрушительным ураганам и штормам: «Испанка», «Азиатский», «Гонконгский», «Свиной», «Птичий». По статистике, вирус гриппа унес больше жизней, чем все войны, прошедшие за последние сто с лишним лет. Но что известно об этом вирусе? Каковы его механизмы и почему он так опасен для нашего организма? Современные компьютерные технологии, использованные в фильме для визуальных эффектов, позволят заглянуть в мир вирусов - они так малы, что их нельзя разглядеть в микроскоп, но от этого они не становятся менее опасными. Что представляет из себя вирус гриппа, как он устроен? Как попадает в наш организм? Как он молниеносно размножается и насколько быстро способен мутировать, чтобы дать отпор всем известным лекарствам? Ответ на эти вопросы, наглядно представлены в фильме. За сверхспособность к мутациям ученые сравнивают вирус гриппа с «пришельцами из космоса». Впрочем, тайна — это то, что всегда сопровождало вирус с первого момента его появления на Земле. Мы создали себе миф о том, что надежно защищены от гриппа. А ведь каждый год в мире от обычного сезонного гриппа умирает от 250 тысяч до полумиллиона человек. Истории тех, кто оказался на волоске от смерти, подхватив обычный, казалось бы, грипп, рассказанные в фильме — это наглядное отражение всех наших заблуждений относительно заболевания, и, как следствие, того, чем приходится расплачиваться за эту беспечность. Первая история — Анны Черновой, молодой российской теннисистки. Она начала заниматься спортом с самого детства. Стремясь к цели и спортивным победам, она не придала значения обычному сезонному гриппу и продолжала тренироваться. В итоге, осложнение от перенесенной «на ногах» болезни чуть не стоило ей жизни.



«Русский атом. Новая жизнь». Документальный фильм



Красноярск, Северск, Заречный, Озерск, Саров, Нововоронеж, Димитровград и другие города в разных регионах России стали узловыми точками съемок документального проекта об отечественной атомной отрасли. Ядерная медицина, мощнейшие атомные ледоколы, остекловывание радиоактивных отходов, замкнутый ядерный топливный цикл, производство изотопов, масштабное машиностроение и строительство самых современных атомных станций по всему миру – неполный список новейших разработок, которыми мы гордимся сегодня. Суперсовременные технологии. За них идет борьба в мировой атомной индустрии. Россия входит в число лидеров благодаря своим новейшим разработкам в сочетании с накопленными и сохраненными знаниями советского атомного прошлого. Но мировая гонка высоких технологий проходит на огромных скоростях, и сейчас наступает новый переломный момент. В ближайшие годы решится: сумеет ли Россия сохранить свои лидерские позиции? Было бы наивно думать, что в XXI веке атомная промышленность перестала быть секретной. Военный атом решает свои глобальные задачи по сохранению мирового баланса сил. А значит, спустя только очень много лет будет открыта информация о деталях сегодняшних военных атомных проектов. Но при этом нет другой такой военной отрасли, которая работала бы настолько близко и к обычным людям. Атом греет, лечит, спасает жизни, исследует, передает информацию… Вся повседневная жизнь современного человека как конструктор создается этим самым мирным атомом. Документальный проект «Русский атом. Новая жизнь» отражает все этапы истории отечественного атомного проекта: с чего он начинался, как все достижения отрасли едва не были утрачены безвозвратно в 1990-х и как за последние 10 лет – после создания государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» – Россия вернулась в число инновационных атомных держав. По статистике, каждая пятая лампочка в стране горит благодаря энергии, которую вырабатывают 10 российских АЭС. «Вся наша цивилизация построена на электричестве. Оно должно быть дешевым и экологичным», – говорит один из участников фильма. Возможно, именно в России будет разработана технология получения чистой и недорогой энергии. Вместе с героями фильма съемочная группа побывала на Белоярской АЭС. Здесь работают уникальные специалисты, других таких нет нигде. На БАЭС запущен единственный в мире промышленный реактор на быстрых нейтронах. В отличие от классических реакторов, быстрый работает на переработанном топливе.

Как снимали фильм "Кавказская пленница"



3 апреля 2017 года исполняется 50 лет со дня премьеры картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». За первый год проката в кинотеатрах СССР «Кавказскую пленницу» посмотрели 76,5 миллионов зрителей! Это практически каждый третий житель страны. Казалось бы, эту картину мы знаем наизусть. Но за кадром этого кинохита осталось не меньше смешного и трагикомичного, чем было на экране. В фильме Шурик путешествовал по Кавказу в поисках фольклора. Мы повторим его экспедицию, но уже в поисках фольклора, связанного со съемками фильма. Посмотрим на места съемок, узнаем байки, связанные с картиной, поговорим с очевидцами, с теми, кто помнит съемки «Кавказской пленницы» и даже в них участвовал, устроим зрителям своеобразную экскурсию по «боевым» местам, которые до сих пор пользуются невероятной популярностью у фанатов фильма. Только свое путешествие мы будем проводить не на Кавказе, а в Крым — потому что, несмотря на название картины, практически все сцены снимались именно в Крыму. Так что картине больше подошло бы название «Крымская пленница». Специально для нашего фильма мы совершим прогулку по городу Алуште, покажем местный ЗАГС, который в картине «играл» отделение милиции, зайдем в дом прокурора, где в фильме гулял свадьбу весь город, а также увидим ворота дома, куда Никулин загонял баранов. Нам повезло! Хозяева дома оказались на месте и радушно приняли нашу съемочную группу. Брат хозяйки Павел Крапивин вспомнил, как здесь проходили съемки (ему было тогда 12 лет). Он рассказал, как травил анекдоты Юрий Никулин, как съемочная группа была не прочь выпить по рюмочке, и как Гайдай не разрешил зажарить съемочного барана — мол, они все подотчетные! Мы побываем за городом, в Долине Привидений, где снимались натурные съемки. Побываем около орехового дерева, на котором сидел Юрий Никулин. Сегодня он так и называется — Орех Юрия Никулина. Об этом говорит мемориальная табличка. Орех охраняется — теперь на него залезать запрещено! А еще мы нашли камень, на котором пела Наталья Варлей. Хотя это было непросто! В 1992 году здесь произошел обвал, и ландшафт сильно изменился, к тому же все заросло кустарниками. Но камень мы все-таки нашли! Кстати, с ним связана одна фальсификация. Некоторые экскурсоводы выдают за этот камень другой, который стоит неподалеку, метра два высотой. И даже за деньги предлагают на него залезть. Но, как вы помните, Наталья Варлей легко запрыгнула на камень.

«Москва слезам не верит». Рождение легенды“.



В феврале 1980-го года у всех московских кинотеатров выстроились длинные очереди. Тогда было холодно, но люди все равно стояли в билетные кассы. Стояли, чтобы увидеть самую популярную новинку года – фильм «Москва слезам не верит»! Эта картина стала одной из самых любимых и самых кассовых за всю историю советского кино. Для всех до сих пор остается загадкой магнетизм и феноменальная популярность этой легендарной ленты, ставшей классикой отечественного кинематографа. Наверное, потому что это вечная история о любви и предательстве. Но во многом и благодаря той неповторимой ностальгической атмосфере, которую авторам удалость воссоздать при помощи мельчайших деталей и любопытных подробностей двух периодов в жизни нашей страны – 50-х и 70-х годов. Мы «вернулись» на съемочную площадку фильма «Москва слезам не верит» и узнали, почему никто, даже актеры, не верил в успех фильма? За что режиссер Владимир Меньшов все время кричал на Веру Алентову? Почему хрустальные бокалы, магнитофоны и шерстяные пледы на протяжении всего фильма «кочевали» из квартиры в квартиру? Мы разыскали тот самый холодильник из квартиры главной героини и телевизор, по которому транслировался «Голубой огонек»… Оказывается, Владимир Меньшов пригласил на пробы всех самых популярных актеров конца 70-х. Главными героинями могли стать Ирина Купченко и Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская и Галина Польских. А роль Гоши чуть было не пришлось исполнять самому режиссеру. Оказывается, далеко не все звезды тех лет хотели участвовать в будущем оскароносном фильме. Но Меньшов каким-то образом уговорил сняться в эпизодах Юматова и Смоктуновского, Конюхову и Харитонова! Даже искушенному зрителю будут интересны откровения Владимира Валентиновича, почему ему так важно было снять этот фильм, и где он находил такое количество шуток и оригинальных фраз для своих героев. Татьяна Конюхова раскрыла тайну появления в картине своего мехового палантина, а композитор Сергей Никитин рассказал, как написал знаменитую «Александру» за 3 дня… уже после того, как фильм был снят и смонтирован. В павильонах «Мосфильма» мы разыскали старенький 401-й Москвич, на котором ездили герои, и попробовали его завести. А в архивах киностудии нам показали фотопробы актёров и даже стенограммы худсовета. За что «Москву…» жестко критиковал директор «Мосфильма», и какие сцены вырезали из уже готовой картины?..